Союзное государство: как Белоруссия поддерживает режимы Прибалтики
Пока в российском Калининграде строят утопические планы по созданию порта-хаба для увеличения объёмов перевалки белорусских грузов, официальный Минск всё активнее укрепляет сотрудничество с Литвой и Латвией, порты которых конкурируют за транзит с российскими гаванями Балтийского бассейна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 Октября 2015, 14:32 — REGNUM Президент Белоруссии Александр Лукашенко в 2012 году заявил о намерении белорусской стороны перенаправить грузопотоки с Прибалтики на порты Ленинградской области и Калининграда. Сейчас ясно, что это был всего лишь политический ход. На деле белорусы продолжают расширять связи с прибалтийскими портами. Такой подход белорусскому бизнесу диктует здоровый прагматизм и тарифная политика РЖД: везти груз из Белоруссии до Прибалтики ближе, чем до российских морских гаваней, а, следовательно, дешевле.
Через Литву Белоруссия отгружает на экспорт нефтепродукты, калийные и азотные удобрения. Доля белорусского грузопотока в общей структуре перевалки через Клайпедский порт составляет около 35%. Белорусское госпредприятие «Беларуськалий» (один из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире — прим. ИА REGNUM ), по данным СМИ, отгружает на экспорт около 90% своей продукции через Клайпеду. В 2013 году «Беларуськалий» приобрел 30% терминала сухих насыпных грузов в литовском порту. Сумма сделки составила 30 млн долларов.
Сентябрь 2015 года в Клайпеде стал «золотым» благодаря возросшему грузопотоку из Белоруссии. На литовском предприятии был зафиксирован лучший за всю его историю сентябрьский результат. За указанный месяц через порт было перевалено 3,54 млн тонн грузов, что на 11,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Именно белорусские нефтеналивные грузы обеспечили резкий рост грузооборота Клайпеды — перевалка жидких грузов увеличилась на 21,8% до 639,8 тыс. тонн.
В условиях сокращения грузопотока из России (для Литвы гораздо менее критичного, чем для Латвии) прибалтийские государства всячески стараются продемонстрировать, что белорусским грузам они крайне рады. Литва и Латвия соревнуются между собой, предлагая белорусам самые выгодные условия.
Так, литовцы активно готовят свою портовую инфраструктуру к увеличению перевалки белорусских грузов. В августе стало известно, что литовская компания Klaipėdos nafta инвестирует около 9,5 млн евро в расширение мощностей нефтяного терминала в Клайпеде. Планируется расширить парк светлых нефтепродуктов и построить хранилища объемом до 20,6 тыс. кубометров. Таким образом, компания обретет конкурентное преимущество над соседними терминалами в Балтийском регионе и укрепит сотрудничество с белорусскими НПЗ, убеждены в Klaipėdos nafta.
Напомним, что в рамках своего визита 5−6 марта 2015 года в Литву замминистра иностранных Белоруссии Александр Гурьянов посетил предприятие Klaipėdos nafta. В этом же месяце стало известно, что Klaipėdos nafta и «Белорусская нефтяная компания» после долгого времени возобновили долгосрочное сотрудничество и подписали договор о перегрузке темных нефтепродуктов в Klaipėdos nafta. Теперь БНК будет переваливать мазут через нефтетерминал в Клайпедском порту. Сегодня через Klaipėdos Nafta белорусская компания перегружает бензин и дизельное топливо. «Мы ведем переговоры об увеличении грузов светлых нефтепродуктов, поскольку БНК в настоящее время напрямую владеет основной частью нефти, перерабатываемой Белорусским нефтеперерабатывающим заводом, и производимых из нее нефтепродуктов», — рассказывал генеральный директор терминала АО Klaipėdos nafta Мантас Бартушка.
Сегодня дружба Белоруссии и Литвы крепнет на глазах. Стоит отметить, что сотрудничество между странами в области транспорта и логистики поддерживается на самом высоком уровне. Так, в июне этого высокопоставленные лица Белоруссии посетили литовский Мариямполе, где состоялся XI Белорусско-Литовский Экономический Форум. В мероприятии приняли участие более 230 представителей бизнеса и органов госуправления двух стран. По данным посольства Белоруссии в Литве, в состав белорусской делегации под руководством министра экономики страны Владимира Зиновского вошли: первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Евгений Рогачев, заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов, чрезвычайный и полномочный посол Белоруссии в Литве Александр Король, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов, директор Национального агентства инвестиций и приватизации Наталья Никандрова, а таже представители администраций Минской, Витебской, Гродненской, Могилевской областей. Литовскую делегацию возглавил министр хозяйства страны Эвалдас Густас.
Основной тематикой форума стало торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество Белоруссии и Литвы. Отдельная секция на форуме была посвящена сотрудничеству в сфере транспорта и логистики.
Стоит также отметить, что прибалты крайне серьезно отнеслись к Белорусской транспортной неделе, которая проходила 6 по 8 октября в Минске. Литовскую делегацию на мероприятии возглавлял министр транспорта и коммуникаций страны Римантас Синкявичюс, латвийскую — министр сообщений Анрийс Матисс. Российский министр транспорта, равно как и его замы, белорусский форум проигнорировали.
В рамках транспортной недели в Минске прошёл литовско-белорусский форум транспорта и логистики, на котором литовские транспортники представили белорусской стороне возможности для двустороннего сотрудничества в транзитной сфере.
Прозвучавшие на форуме слова министра сообщения Литвы Римантаса Синкявичюса о том, что транспортный сектор — один из основных факторов развития экономического и торгового сотрудничества двух стран, подтверждаются статистикой. За первые 6 месяцев текущего года объём перевезённых белорусских грузов в Литву составил 10,3 млн тонн, что на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В сегменте транзитных грузов фиксируется рост на 8,6% до 6,9 млн тонн.
Необходимо напомнить, что президент Литвы максимально враждебно настроена к союзнику Белоруссии — России и не раз заявляла, что считает Россию террористическим государством.