Литва отрезает Калининград от России
Государственная компания «Железные литовские дороги» с 12 декабря отменила поезд «Вильнюс-Москва-Вильнюс» литовского формирования. Чуть ранее, с 1 июня, было прекращено сообщение между Вильнюсом и Петербургом. В качестве причины случившегося литовская сторона назвала снижение пассажиропотока, однако эта версия не вызывает доверия. Речь идет о снижении числа пассажиров со 100 тысяч человек в 2013 году, до 73 тысяч в 2014-м. Падение на четверть, да еще в кризисный год, никак не может быть причиной разрыва связей, которые строят десятилетия, и не отменяют при первых же колебаниях спроса. Тем более что аналогичный поезд на Минск был сохранен.
Теперь перевозкой упомянутых более чем 70 тысяч пассажиров займется РЖД. К поезду «Янтарь», который идет из Москвы в Калининград, будут цеплять дополнительные 8 вагонов. Уже известно, что среди них будут: «1 спальный, 4 купейных, 2 плацкартных и 1 вагон-ресторан». Объявлено, что это решение принято «по согласованию с литовской стороной», которая, якобы, заинтересована в сохранении маршрута. Но если смотреть на фактическую сторону происходящего, то в сухом остатке произошедшей перемены перевод ответственности за поддержание железнодорожных коммуникаций с литовской на российскую сторону.
Стоит ли говорить, что следующим шагом может стать требование суверенной Литвы прекратить нежелательный транзит через ее территорию. Например, в Калининград. Ведь ей, Литве, эти перевозки давно уже не интересны, скажут в МИД прибалтийской страны. Такое вряд ли произойдет само собой — нужно резкое обострение отношений с Россией, но разве не к этому все движется в последнее время? До сих пор клубок взаимных экономических связей, оставшихся с советского времени, как-то уравновешивал ситуацию. Однако страстное желание независимости от России толкает Литву к полному их разрыву. Проблема Калининграда тогда встанет в полный рост.
До сих пор самой сильной привязкой к России была энергетическая зависимость Литвы. Так, до трех четвертей всего необходимого объема электроэнергии импортировалось, в том числе и из Москвы. На днях, 9 декабря, был введен в эксплуатацию энергомост, соединяющий Литву и Польшу. Благодаря этой конструкции прибалтийское государство сможет получать электроэнергию, произведенную в странах Евросоюза, что снижает зависимость литовских потребителей от России. В перспективе появится еще один энергомост — из Швеции. Он уже строится. А из соседней Норвегии Литва намерена получать сжиженный газ — в Клайпеде будет создан соответствующий кластер. «Газпром», а, значит, и Россия потеряет часть рычагов влияния на ситуацию. И делается это целенаправлено, по инициативе литовской стороны.
Таким образом, политическая версия отмены прямого железнодорожного сообщения между Вильнюсом и Москвой более вероятна, так как укладывается в контекст происходящих событий. Ее цель — полная переориентация Литвы на Запад через максимальный разрыв связей с Россией. Препятствие нормальному сообщению «материковой» России с Калининградской областью — один из пунктов этой программы.
Процесс этот был запущен еще в 2003 году, когда для проезда на поезде через территорию Литвы были введены транзитные визы. Благодушные российские власти того времени, в том числе МИД РФ, не видели или не хотели видеть надвигающейся проблемы. Предпочитали закрыть глаза на фактически введенное ограничение российского суверенитета, «понимая» литовскую сторону и не умея предвидеть негативное развитие ситуации.
Единственными, кто видел в России будущую проблему и протестовал в связи с этим, были нацболы * — предтечи современной незарегистрированной партии «Другая Россия». Тогда группа участников акции захватила на территории Литвы один из вагонов поезда «Москва-Калининград», порвала транзитные визы, отказываясь следовать правилам чужого государства для проезда из одного российского региона в другой. Вагон был отцеплен, его штурмовал литовский спецназ и все участники акции были арестованы.
«Понятно, что сами по себе нацболы не могли изменить решение Литвы, но если бы за нами пошло российское государство, у которого было тогда куда больше возможностей экономического и политического давления на Литву, еще не бывшую в НАТО, то можно было бы сохранить право ездить из России в Россию без ограничений», — рассказал «СП» участник событий Павел Жеребин.
За свой поступок россияне поплатились полуторамесячной отсидкой в СИЗО и пятилетним запретом на въезд в эту страну. Таков был приговор суда. Причем участники акции были готовы к самому худшему варианту развития событий. «Меру ответственности представляли по-разному — от „административки“ до 10 лет», — пояснил Жеребин. По его словам, в то время в странах Балтии именно таким был разброс наказаний за аналогичные поступки.
Протестующие в 2003 году нацболы верно понимали корень проблемы: Литва — недружественное по отношению к России государство. Напомним, эта страна приютила в свое время у себя чеченских сепаратистов, предъявляла России претензии за «советскую оккупацию» и выражала готовность разместить на своей территории базы НАТО. Прошедшее время лишь подтвердило их правоту. Войска НАТО чувствуют себя в Прибалтике как дома, и даже располагают специальными подразделениями спецназа полицейского типа, призванного подавлять беспорядки национальных меньшинств — русских. Решимость отрезать от России часть ее территории — Калининград — под благовидным, якобы, экономическим предлогом, легко просматривается в системных действиях литовских властей. Это лишь вопрос времени и России следует быть к этому готовой. Чтобы не случилось однажды, как этой осенью в Крыму.
В 2007 году НБП была признана судом экстремистской организацией, её деятельность запрещена на территории РФ.