Глава 4. Архетип
Практическая Магия ограничивается развитием соотношений, существующих между человеком и Природой, изучение же и развитие соотношений, связывающих человека с высшим, божественным планом, относится к Теургии.
Ввиду этого в настоящем труде, относящемся только к Магии, мы не будем касаться существ, действующих в божественном плане и происшедших от частичного соединения человеческих личностей с Божеством, согласно учению Каббалы.
Когда мы хотим представить себе человека, то внешний облик его первым приходит нам на ум. Между тем самое поверхностное размышление показывает, что физическое тело служит лишь носителем и средством проявления духа.
Вся совокупность вещей и существ нашей природы является носителем и выразителем Божества, то есть играет роль вполне аналогичную физическому организму человека. Поэтому, говоря о Боге и не опираясь на физические Его проявления, мы рискуем заблудиться в метафизическом тумане и остаться непонятыми большинством читателей.
Вот почему, излагая наши идеи о Боге, постараемся опираться на строение человека, с одной стороны, и на строение мира -
с другой.
В человеке мы различали: во-первых -физическое или органическое существо, автоматически действующее как во время
бодрствования, так и во время сна, во-вторых- высшее интеллектуальное существо, проявляющееся через первое, почти исключительно, во время бодрствования.
Органическая часть человеческого существа аналогична тому, что мы назвали Природой. Одни и те же роковые законы управляют как телом человека, так и Космосом. Сознательная же часть человека аналогична (хотя и весьма грубо) нашей идее о Боге. Отношение физического человека к сознательному разъясняет нам, таким образом, отношение Природы к Богу, а отношение физического существа к духу человека - отношение человека к Богу.
Мы можем принципиально установить, на основании наших аналогий, что Бог, проявляющийся в двух великих космических началах: Природе и человеке, обладает собственным независимым существованием.
Согласно этому воззрению, Первопричина всего сущего не вмешивается самолично в естественный ход явлений Природы, подобно тому как человеческое сознание не вмешивается в действия сердца или печени.
Человек есть единственный создатель и судья своей судьбы, он свободен действовать, как ему нравится, в границах отведенной ему роковой области, подобно путешественнику, могущему заниматься, чем ему угодно, в своей каюте. Бога так же мало можно винить в человеческих проступках, как капитана парохода в фантазиях пассажиров.
Поверхностному наблюдателю Бог может показаться совокупностью всего сущего, подобно тому как человек покажется ему совокупностью органов и способностей.
Настоящий человек, как мы знаем, есть дух и отличен от физического тела, от астрального и от психического существа, которые он познает все в отдельности и которыми он владеет. Так же и Бог - начало всего сущего - отличен от Природы и от человечества, которые Он познает и которыми обладает.
Проводя грубую аналогию, можно сравнить Природу с телом Бога, а человечество - с Его жизнью. Из предыдущего мы знаем, что физический организм есть тело человека, астральное тело, вместе с психическим существом, - суть оживляющая его начала, все три вместе составляют органическую часть, которой пользуется сознательная часть человека для своего проявления (Прежде всего Бог потенциально существует в неизреченном единстве, это первое лицо Троицы - Бог-Отец Затем, Он проявляется Самому Себе, создавая целый постигаемый мир, Он противопоставляется Самому Себе, как мировой разум, это второе лицо Троицы -Бог-Сын. Наконец, Он действует и творит. Его воля проявляется, и Его мысль осуществляется вне Его, это третье лицо Троицы или Святой Дух. Бог, вечно проходящий эти три состояния, являет нам подобие круга, центр которого везде и окружность нигде. (R. Fludd. - "Philosoph. mor.", отд. I, кн. II, гл. IV.)).
Не следует забывать, однако, что дух человека связан внутренним ощущением со всякой малейшей частичкой организма, так, что хоть сам он и не может непосредственно действовать на частичку, но она, со своей стороны,, может давать знать о себе духу, передавая ему болевое и другие ощущения.
Подобно этому и Бог присутствует в каждой малейшей частичке мироздания и в каждом из нас, в каждой из клеточек, составляющих организм.
Природа и человек действуют, следовательно, свободно, будучи в то же время со всех сторон окружены активными божественными силами, безостановочно ведущими Вселенную по пути прогресса, не вмешиваясь в действия Природы или деятельность человека.
Каббалисты называют Отцом - божественное начало, управляющее общим ходом мира, Сыном - начало, управляющее, в частности, человечеством, и Святым духом - начало, управляющее, в частности. Природой. Все эти мистические термины выражают три различных проявления мировой творческой силы.
Единство
Вселенная, рассматриваемая как живое существо, - состоит из трех начал: Природы, Человека и Бога или, выражаясь языком герметистов, - Макрокосма, Микрокосма и Архетипа.
Человек называется микрокосмом или маленьким миром потому, что в нем действуют аналогически все законы, управляющие Вселенной (Человек являет в самом себе целый мир, называемый Микрокосмом, ибо он представляет собой сокращенную модель Вселенной: так, его голове соответствует эмпирею, грудь - среднему или эфирному небу, а живот - элементарной природе (R. Fludd. XVI век)).
Природа - является точкой опоры и центром проявления остальных начал.
Человек - действует на природу благодаря своим свойствам,
своим словом он действует на других людей, он может возноситься к Богу в молитвенном экстазе. Таким образом, человек является соединительным звеном, связующим творение с Творцом.
Бог - целиком охватывает Своим всемогущим влиянием те области, внутри которых свободно действуют другие начала, и таким образом Он управляет миром, приводя все его элементы к единству действия и цели.
Бог проявляется во Вселенной, между прочим, деятельностью Провидения, которое освещает пути человеческие, не препятствуя в то же время активному проявлению двух других основных сил (Природа управляет нашим рождением, она дает нам отца и мать, братьев и сестер, все родственные отношения, место на земле, и наконец, общественное положение. Все это не зависит от нас, все это для профана дело случая, для философа же пифагорейца - это есть неизбежное и непреодолимое следствие предшествовавших событий, иначе называемых "судьбой" или "неизбежностью". Этой подневольной природе Пифагор противопоставляет другую, свободную Природу, которая, пользуясь первой как материалом, может вырабатывать из нее добро или зло по своему усмотрению. Эта вторая природа называлась силой или волей, она считалась руководителем человеческой жизни, определяя его поведение относительно элементов первой природы.
Неизбежность и воля были, согласно учению Пифагора, - двумя противоположными началами, управляющими подлунным миром - местопребыванием человека. Оба эти начала получают свою силу от высшей сущности, которую древние называют Немезидой - основным решением, и которую мы называем Провидением. (F. d'Olive, - "Vers d'ores" 5 стих, 1825 г.) Дальнейшие подробности см. Папюс - "Первоначальные сведения по Оккультизму". Спб., 1911 г. - Примеч. перев.).
Человек проявляется в мире действием своей Воли, позволяющей ему бороться с Судьбой, и заставляет ее служить себе.
При этом человек волен избрать путь добра -Провидения, или презреть его.
Природа проявляется в мире действием Судьбы, которая воспроизводит, по изначально установленному плану и порядку, множество экземпляров основных типов, в чем заключается главная основа ее действий.
Факты входят в область природы. Законы - в область человеческую и Принципы - в область божественную. Бог творит принципы, природа развивает сотворенные принципы и превращает их в факты, человек же созидает законы, преобразуя, приумножая и совершенствуя факты воздействием своей воли на Природу и находя и исследуя соотношения, связующие факты с принципами.
Всякий, хотя бы самый ничтожный, факт есть видимое проявление невидимого принципа, исшедшего от Бога, и человек, применяя соответственный закон, всегда может восстановить связь видимого факта с невидимым принципом, в этом заключается основа аналогического метода.
Глава 5. Предварительные сведения. Начало чувствующее
В первом разделе мы рассмотрели строение Человека и Природы в том отношении, какое необходимо магу. Во втором разделе мы объясним, как можно использовать те составные части, о которых мы говорили. И наконец, в третьем - мы покажем способ пользования, для целей Практической Магии, - таким образом подготовленным организмом.
Развитие различных частей человеческого организма для такого рода деятельности требует совершенно особого их изучения. В действительности, мы знаем, что, ранее, чем влиять на Природу, человек должен быть господином самого себя, дабы противостоять стремлениям своего импульсивного существа. Знаем и то, что необходимым материалом для этого является нервная сила. Затем нам известно, что качества нервной силы зависят от состава крови, который, в свою очередь, определяется, с одной стороны, пищей, из коей образуется хилус, а с другой - составными частями вдыхаемого воздуха и ритмами дыхания. Для этого нам понадобится дать ряд указаний относительно пищи и вдыхаемого воздуха, а равно и ощущений, получаемых человеком от Природы, на которых его воля может упражняться, пока они не проникли в организм. Это будет самая грубая часть приготовлений, которые должен предпринять желающий серьезно ознакомиться с практикой и достичь известных результатов. Изучая человека, мы видели, как много пользы получает маг от молитвы, и поэтому мы вынуждены будем сказать несколько слов.
Затем мы укажем развитие различных органов проявления, благодаря которым человек действует вовне.
Воспитание взгляда и употребление зеркала, усовершенствование речи, подготовление и запоминание формул, выработка жеста, который, будучи установлен, является основанием пантакля, наконец, выработка определенного рода походки и умение начертить круг не будут нами забыты.
Человек, развитый по системе, указанной Практической Каббалой, становится сознательным источником динамизированной воли и притом может упражняться все с большим успехом. Об этом будет сказано нами во втором разделе.
Однако, изучая проявления Природы, мы видели, что далеко не безразлично, в какое время производится операция. Вот почему мы должны будем с большими подробностями изучить данные Астрологии, чрезвычайно важные для мага. В то же время мы дадим каббалистические таблицы, касающиеся этого предмета, так же как подписей и пантаклей планетных и зодиакальных духов. Это будет изучение динамизма Природы, увенчанное знанием динамизма человеческой воли.
Таким образом, мы овладеем двумя условиями магических операций:
1) динамизмом человеческого существа и главным образом его воли,
2) пользованием силами Природы, на которые будет влиять эта воля.
Этим мы закончим наш первый раздел: Приготовления или Осуществления, где мы постараемся возможно определеннее указать магические соотношения между травами, животными и минералами - с одной стороны, и небесными телами (планетами и звездами Зодиака) - с другой.
Повторяем еще раз, что настоящий труд по Магии, так сказать, воздействие человека на Природу, не касается Теургии - влияния человека на существо божественного плана, - равно как и Психургии - действия человека на мир человеческих душ. Впрочем, мы вынуждены сказать несколько слов об этой последней.
Вот план нашей дальнейшей работы. Теперь мы можем приступить к изложению самого предмета.
Пища. Осуществление инстинктивного существа
После всего сказанного становится очевидной важность для мага вопроса о пище. Идеал, к которому он должен стремиться, это предоставить в распоряжение воли наибольшее количество нервной силы. Признак, удостоверяющий, что в распоряжении воли имеется достаточное количество нервной силы, носит название "свободы духа".
Таким образом, свободный дух соответствует в действительности как психическое чувство, физиологическому состоянию, в котором воля имеет в своем распоряжении достаточное количество нервного флюида. Такое состояние проявляется в особенности по утрам, когда организм не занят физиологической работой и главным образом пищеварением.
Мы увидим также, что большая часть операций Практической Магии приурочивается к этому состоянию прогрессивной дематериализации существа, разделения организма и психического существа, и это посредством воздержания в пище, усталости телесной и даже духовной.
Но не надо забывать, что психическое состояние голодного человека, преследующего намеченную цель, есть состояние временное, не могущее продолжаться долго у лиц не тренировавшихся, так как нервный флюид в этом случае не возобновляется и запасы его быстро истощаются.
Чтобы хорошенько пояснить нашу мысль, представим себе человеческое существо в виде шара, могущего подниматься на различную высоту, смотря по тяжести, которую он должен поднять. Шар будет изображать дух, груз - организм, а крючки - нервную силу. Различные горизонтальные слои, в которых может держаться шар, представят различные состояния духа. Из этого мы видим, что "свобода духа" может быть достигнута с помощью убавления тяжести организма, притягивающей шар к земле. Таким образом, все мистические упражнения, относящиеся до тела, безрассудны, если упускать из виду, что они должны быть периодическими, кратковременными и никогда не быть продолжительными. Я видел очень богатых американок, окруженных небывалой роскошью и буквально умиравших от голода под предлогом усмирения плоти, согласно режиму, предписанному одним из мистических обществ, которыми изобилует Америка. Основатели этих обществ, типом которых может служить пресловутое Теософическое Общество, заимствуют от восточных религий или у западных просветительных школ свои практические приемы, установленные священниками или учителями лишь для известного времени, и заставляют своих последователей исполнять этот устав с неизменной точностью в течение всей жизни, не сообразуясь ни с климатом, ни с физиологическими особенностями последователей. Отсюда несчастные случаи и болезни, от которых бедняки страдают первыми.
Можно с помощью тренировки мало-помалу увеличивать запасы нервной силы, предоставляемой в распоряжение духа. Это верно, но при условии не забывать, что возобновление ее связано непосредственно с поглощением пищи. Это нас приводит к дальнейшему изложению.
Состояние психического здоровья достигается гармоническим равновесием между духом и организмом. Время, когда интеллектуальное существо берет внезапно перевес над организмом, является нарушением равновесия вверх, с опасностью обморока и сумасшествия, если же, наоборот, организм берет верх над интеллектуальным началом, происходит потеря равновесия вниз, с угрозой сонливости и животного состояния... Наша воля, желая соблюдать равновесие, принимает для этого различные средства, с которыми мы должны ознакомиться. Предположим, что, будучи натощак, в состоянии свободы духа, о котором мы только что говорили, мы вводим в желудок обильную и тяжелую пищу. Что тогда произойдет? Мы знаем, что по мере наполнения желудка является инстинктивное ощущение довольства, и в то же время мысли затемняются, затем мешаются и наконец, прогрессивно ослабляются в численности и ясности. Физиологически часть нервной силы, только что бывшая в распоряжении духа, изменила назначение, а двигательный центр человеческого существа, который был в интеллектуальной сфере, перешел в сферу инстинктивную, тело постепенно захватило в свое распоряжение орудие духа - нервную силу.
Инстинктивно человек, для которого это состояние желудочного удовлетворения представляет одну из форм удовольствия, предается прогрессивно охватывающему его одурению, способствующему послеобеденному отдыху. Такого рода человек всецело раб своего организма и не в состоянии выполнить никакой магической операции.
Наоборот, человек развитой бывает затруднен в своих действиях этим состоянием животных отправлений и делает все зависящее, чтобы от него избавиться, возможно, скорее. Здесь-то и имеют значение возбудительные средства. Возбуждая организм, мы уменьшаем время, в продолжение которого тело берет верх над интеллектуальной работой. Таким образом, вместо того чтобы лечь после обеда спать, что увеличивает материальную зависимость, - деятельный человек может применить несколько различных способов: 1) физическую работу, 2) средство, заимствованное от Природы и усиливающее жизнедеятельность, собственно говоря, возбуждающее, как: кофе, чай, алкоголь, сахар и т.п.
Правильная постановка дела состоит в том, чтобы в виде отдыха от умственного труда производился труд физический. Возбудительные, действующие на психические центры, употребляются гораздо чаще, хотя несравненно вреднее. Применение возбудительных требует специальных знаний, которыми мы впоследствии займемся, теперь же отметим только их свойства и цель, ими достигаемую.
Изучающий Магию должен начать с практического развития своих органических сил. Следовательно, если он помнит, что в пище и возбудительном находятся два полюса действия на его нервную систему, то это будет большой шаг вперед. Пища сама по себе уменьшает возбуждение и допускает, в случае надобности, подавление мистицизма, тогда как одно возбудительное натощак опасно, оно уносит ум в мир идей. Наконец, соединение пищи и возбудительного помогает совершать дела, требующие много терпения, в которых Германия считается в наше время почти единственной представительницей. Рамки нашего труда не позволяют распространяться о классификации питательных веществ, поэтому ограничимся практическими сведениями. Вы видели, насколько человеческое существо имело возможность действовать на нервную силу во время покоя желудка и его работы и как дух был более или менее независим, смотря по состоянию желудка, центра анатомической и инстинктивной сферы, однако имеет так же значение и подбор пищи вегетарианской и всеядной, не считая дополнительных правил, как, например, соль, из царства минерального. Кроме того, употребление в северных странах различных возбудительных средств, каковы: алкоголь, чай, кофе и другие, дает воле больше возможности действовать на органические силы.
Таким образом, человеческий дух можно уподобить машинисту, управляющему локомотивом и не имеющему непосредственного действия на органы машины, но который при помощи топлива может более или менее увеличивать жар в Известный момент и тем получить большее или меньшее количество пара, отчего происходит различное давление, действующее на остальные органы.
То же самое происходит с тем, кто испытывает влияние пищи на организм. Просмотрим действия, происходящие в самых общих случаях.
Вегетарианство
Мы увидим во втором разделе, что во время приготовления к магической операции, продолжающейся от семи до сорока дней, должен быть применяем исключительно растительный режим, и вот для чего.
Мы знаем, что органический человек есть создание Природы, которая одолжила человеку-духу это твердое тело на время его земного существования. Мы знаем, что человеческий организм принадлежит к двум земным царствам: грудь - к животному и желудок - к растительному.
Пища, взятая из растительного царства, будет влиять почти исключительно с инстинктивной точки зрения и произведет, при постоянном употреблении, спокойствие в организме. Воля, при таком состоянии организма, будет почти бессильна, так как сопротивление импульсивного существа будет совершенно прекращено. Если же, не боясь скуки, вы отправитесь в деревню и будете употреблять вегетарианскую пищу, а для питья -лишь молоко и воду, то ваш взволнованный организм быстро успокоится. Но если вы стремитесь еще далее и хотите возбудить спящие в вас высшие (трансцедентальные) способности, то прибавьте к вегетарианской пище несколько стаканов чая и предавайтесь в течение часа ежедневно размышлениям, и вы сделаетесь способными видеть телепатические или астральные явления.
Вегетарианский режим, из которого исключен алкоголь, может быть с пользой применяем в деревне и в таком случае в течение многих лет не представит никакой опасности. Этот режим очень быстро уничтожает сопротивление организма воле и делает человека пассивным, что необходимо для изучающего Магию в течение семи, а потом - пятнадцати дней. Но, повторяю, при условии деревенского уединения или среды, аналогичной вдали от материальных забот.
Молоко, яйца, сыр употребляются в вегетарианстве при медленном дыхании, однако яйца и сыр уже исключаются в период магического приготовления: в этом случае должно придерживаться исключительно вегетарианского режима. Но самое главное, надо сообразоваться с временем года и климатом, когда приняты во внимание условия места. В холодных, более близких к полюсу странах человеческий организм не может обходиться без столь тяжелых жира и растительных масел, кислой капусты и пива, но в Индии, Египте и в экваториальных странах динамизированная пища, насыщенная солнечным влиянием, несколько зерен риса заменяют целое блюдо кислой капусты, необходимое немцу.
Следовательно, вегетарианский или другой режим должны изменяться в количестве и качестве согласно климату. И надо быть совершенным невеждой, чтобы не принимать во внимание этих условий. Такие требования климата и среды не всегда были приняты во внимание при основании религий Востока, и замечательно, что под влиянием вегетарианства новые предрассудки клонятся там заменить прежними.
Исходя из наблюдения, что вегетарианская диета доставляет организму спокойствие, различные секты усиливали строгость диеты, не заботясь ни о физиологическом строении своих прозелитов, ни о климатическом влиянии. Тогда выступили на первый план доводы благоразумия, отрицавшие убийство с целью питания человека, забывая, что царство растительное питается медленным разложением минералов, а животное- растительностью, представляя пример непрерывной жертвы. Рассуждая с такой гуманной точки зрения, питаясь растениями, мы лишаем их жизни, ввиду этого возникли секты, питавшиеся только семенами и фруктами. Идя по этому пути, вегетарианцы окончат, питаясь землей.
Немного требуется соображения, чтобы понять, что мы каждый момент истребляем сотни и тысячи живых существ во время прогулок, жатвы, покоса, а еще более - вводя в свой организм миллионы находящихся в воздухе существ, поглощаемых при вдыхании, к сожалению, живыми.
Надо иметь на этот вопрос здравый взгляд и помнить, что человеческий организм представляет собрание живых существ (клеточек), заимствующих из Природы для собственного развития других живых существ. Наше интеллектуальное существо, человек-дух, питающийся только ощущениями и действующий посредством нервной силы, может быть гуманным. Но организм, вырабатывающий нервную силу, имеет не меньше прав быть гуманным, чем Drosera (росянка), это нежное растение, медленно высасывающее кровь из пойманных им насекомых, или паук, кидающийся на муху, или, наконец, бык, этот спокойный вегетарианец, безжалостно вытаптывающий самые нежные стебельки и цветочки.
Мы так восстаем против подобных взглядов только потому, что были свидетелями фактов, способных возмутить самого спокойного крестьянина.
В Лондоне, в собрании мистического общества, мы видели двух членов: графиню В. и г-жу М., буквально умиравших голодной смертью, дабы не истреблять живых существ. Тогда как основатели этого общества, под предлогом болезни, уничтожали за обедом огромные порции рыбы, за которыми следовали таковые же риса и разных овощей. Барыни желали сделаться ясновидящими и, в ожидании этого, получили анемию мозга.
Во Франции я с интересом наблюдал за г-жой Л., женой сельского доктора, которая пила одну чашку молока в день - пример спиритуализации. Она дошла до того, что окончательно дематериализовалась и через год умерла от истощения. Но она имела то утешение, что, исключая микробов, бывших в молоке и в воздухе, ни одно живое существо не проникло в ее организм.
При таких практических вопросах следует избегать мистицизма, положенного в основу спиритуалистических сект и приводящего последователей к гнусным понятиям, под тем предлогом, что душа не участвует в действиях тела, или безумию, стремящемуся одухотворить нечистый организм.
Дух, заведующий внешними действиями человека, вполне ответствен за все его поступки, тогда как "спиритуализация" достигается только терпеливым и последовательным влиянием на органические функции, вырабатывающие нервную силу.
Прежде чем заняться Практической Магией, требующей какой бы то ни было диеты, надо определить цель и силы экспериментатора. Принимая в основу расчетов два главных фактора: среду и климат, можно определить количество дней для подготовления себя к сеансу.
Переход от обыкновенного к вегетарианскому режиму должен быть постепенный: сначала надо воздерживаться от средств возбуждающих, заменив их водой. Затем употреблять в пищу мясо через два-три дня, потом воздержаться от рыбы и долее всего разрешать себе употребление масел скоромного и постных.
Надо помнить, что только в течение восьми дней, предшествующих самой трудной и серьезной (продолжительной) магической операции - сознательное вызывание астральных форм, - должно употреблять варенные в пресной воде овощи, сорванные оператором лично.
Все эти диетические приготовления должны производиться в деревне, а не в городе, где лихорадочная деятельность личных страстей мешает сосредоточиться и делает опыты вегетарианской диеты разрушительными.
Были очевидные явления анемии мозга у нескольких лиц, соблюдавших диету и не перенесших ее более шести месяцев. В общем, вегетарианство в нашем климате может быть периодическое, благоразумное при жизни в деревне.
Мясная пища
Растительная пища особенно сильно влияет на инстинктивный центр, как мы это говорили, тогда как животная пища влияет на страсти и развивает в значительной степени сопротивление организма внешним волевым впечатлениям. Следовательно, животная пища главным образом необходима лицам деятельным, находящимся в постоянном движении, и не в такой большой мере - лицам, живущим в деревне. Эта пища должна быть изъята из употребления последователями Магии, но людям, желающим отдать себе отчет во влиянии пищи на организм, следует произвести несколько личных опытов.
После периода вегетарианской диеты, продолжавшегося пятнадцать дней, во время нарастания Луны, организм можно рассматривать как доведенный до нуля, с точки зрения импульсивности, тогда можно испытать действие мяса от 1/2 до 1/4 фунта, отметив его влияние, затем, выждав два дня при вегетарианском режиме, повторить опыт при таких же условиях, сначала с бараниной, а затем, после такого же промежутка, со свининой, тогда можно, судя по повышению температуры, узнать действие этой пищи.
Употребление возбуждающих средств
Мы видели, что растительная пища действует на центр инстинктивной жизни, а пища мясная - на центр страстей, теперь посмотрим, какие вещества влияют на нервные запасы, а потому на центры интеллектуальные. Веществам этим мы дали наименование возбудительных, физиологически они действуют на нервный запас. Например, вы устали, вам бы хотелось уснуть, ваша воля недостаточно деятельна, не имеет нервной силы, но вы не желаете поддаваться усталости и для этого выпиваете чашку кофе, после которой работа становится легче до новой реакции. Что произошло в данном случае?
Мы знаем, что в нормальном состоянии запас нервной силы находится в плексусе большой симпатической системы. Первоначальное действие возбудительного заключается во влиянии на запас нервной силы, передав ее в распоряжение организма.
Первое следствие этого действия - новый динамизм интеллектуального центра, но последствием этого является сильная усталость организма, и если она продолжается долго, то может иметь вредные последствия. Ничто так дорого не обходится человеку, как излишний расход этого драгоценного запаса нервной силы. Тогда как расстройство пищеварительного органа исправляется в несколько часов, расстройство нервной системы требует продолжительного и осторожного лечения.
Бальзак написал прекрасное сочинение о современных возбуждающих, перепечатанное мной в журнале "Покрывало Изиды" ("Voile d'lsis"), которое рекомендуется серьезным исследователям.
Здесь мы ограничимся описанием следующих возбудительных: алкоголя, кофе, чая, морфия и гашиша, о других же веществах мы надеемся поговорить в более подробном сочинении.
Алкоголь как возбудительное - одно из самых драгоценных и опасных средств. Действие его в виде водки быстрое, но не продолжительное. Под его влиянием освобождается большое количество нервной силы, а ум как бы освещается богатством и массой возрождающихся идей, сменяющих одна другую. В такую минуту нельзя думать о составлении какого-либо исследования и надо удовольствоваться отметкой отдельных мыслей!
Рюмка водки, выпитая за 1/2 часа до начала умственных занятий, увеличивает производительность ума, но на самое короткое время.
Хотя действие алкоголя очень слабо, но не следует его повторять два раза, что опасно, так как при втором приеме приходится увеличивать дозу, что приводит к опьянению и скотскому состоянию.
Рядом с алкоголем надо упомянуть о сахаре, который примешивается к вину в ликерах, их действие, хотя слабее на нервные запасы, но зато они сильно действуют на волю, тогда как алкоголь влияет на чувствительность. Ввиду этого следует предпочитать ликер водке, когда предстоит действовать, а не размышлять.
Кофе - самое сильное возбудительное в отношении продолжения действия. Оно имеет два свойства: первое - через час после принятия оно действует на нервное сплетение желудка и при содействии теплоты облегчает пищеварение, что представляет в распоряжение ума большое количество нервной силы, второй период действия начинается через два или три часа после приема кофе, когда оно оказывает влияние на сферу интеллектуальную, и продолжительность этого действия зависит от количества выпитого кофе, влияние одной чашки кофе длится от одного до двух часов. Так что у выпившего кофе в час дня психическое действие обнаруживается к 3 часам и длится до 5 часов. Начиная с этого времени, пустота желудка действует, в свою очередь, возбуждающе, умственная работа становится все легче, при условии не очень утомительных занятий: составление заметок, эскизов, планов, но писать сочинения и исполнять трудную умственную работу следует утром натощак или после легкого несытного обеда. Есть. еще и третье действие, производимое кофе на людей нервных: вслед за окончанием возбуждающего действия является тоска, это явление заслуживает описания.
Кофе как возбудительное предоставляет уму. часть запаса нервной силы, помещающегося в ганглиозном сплетении. Сила и напряжение, получаемые организмом от кофе, представляют временный подъем духа в ущерб органического запаса, поэтому употребление кофе полезно лишь людям сильным, а не слабым или анемичным. У человека, находящегося в нормальном состоянии, когда кофе произвело свое интеллектуальное действие и оно еще было увеличено трудом, - ощущение пустоты в нервных центрах проявляется в форме грусти и пессимизма, в течение 10-60 минут, которое уничтожается принятием какой-нибудь пищи.
Психическое действие кофе, в общем, сводится к усилению восприимчивости, поэтому кофе служит изучающему Магию средством для развития артистической восприимчивости. И действительно, доказано, что степень артистической восприимчивости зависит от нервного состояния, а мы знаем, что кофе его возбуждает.
Можно пить кофе, приготовляя его турецким способом, в виде декокта, что значительно усиливает его возбуждающее значение.
Наконец, принятие натощак кофе, слегка размолотого, согласно указанию Бальзака, производит высшую степень действия, какого можно ожидать от этого драгоценного средства (К суррогатам кофе принадлежит "Орех Кала", представляющий отличное возбудительное для лиц, не страдающих расстройством нервов и пороком сердца. Он употребляется жареный и молотый, как кофе. Достаточно чайную ложку заварить в полчашке кипятка, чтобы освежить часа на два уставшую голову. К этому же разряду принадлежит и "Парагвайский чай". - Примеч. перев.).
Если кофе, в конце периода действия, производит хотя очень сильное, но скоро проходящее действие пессимизма, то чай действует более предательски.
Умственное возбуждение, даваемое чаем, занимает середину между алкоголем и кофе, но это возбуждение легкое, не представляющее резких переходов. Чай производит меланхолию и постепенно, но последовательно, поражает нервные центры. Редко наблюдаются порывы пессимизма, вызванные чаем, но часто встречается анемия нервов, происшедшая от злоупотребления этим напитком. Свойство этого возбудительного поддерживать умственный труд, а вред обнаруживается в его сильном действии на нервные центры. Периоды восстановления нервной силы при возбуждении чаем продолжительнее, чем у других веществ.
Зарождающаяся нервная анемия производит отсутствие инициативы и бодрости духа.
Лицо, злоупотребляющее чаем, становится апатичным, жалуется на свою судьбу, но для облегчения своего положения не употребляет никаких усилий, почему и представляет в полном смысле слова фаталиста.
Многие находят, что гашиш принадлежит к одним из опаснейших лекарств со стороны действия его на психическую сторону человека, что он производит чудесные видения и приводит экспериментатора в экстаз, но все это ошибочно. Это вещество, подобное опию, но с большей интенсивностью, действует на резервы нервных сил. Моментально уничтожается весь их запас, передавая его всецело умственной сфере. Поэтому воображение преувеличивает идеи, рисует чудные картины, которые должны, однако, иметь основу в существующем ранее представлении. Таким образом, горящая лампа - под влиянием гашиша - представляется чудным дворцом с тысячью огней, сверкающих разноцветными камнями.
В противоположность этому, при вульгарной мысли, таковы же будут и представления.
Гашиш дополняет, но не создает. За этим состоянием опьянения следует ужасная реакция, полное истощение запасов производит страшные кошмары и сильнейшие страдания, как вследствие восхитительных снов и астральных ощущений. Опий и морфий, от него происходящие, действуют одинаково, но не так сильно. Несчастный раб этой привычки, желая избавиться от мучений реакции, постепенно увеличивает прием яда, что доводит его до полного истощения и смерти.
С точки зрения Магии, опасность от этих веществ очень значительна, потому что они увеличивают власть импульсивного существа над волей, и надо много энергии, чтобы не подпасть господству этих веществ, являющихся воплощением мировой души в материю.
(Гашиш. Восточные народы означают этим именем жирный экстракт из индийской конопли (cannabis indica), причем употребляется в дело все растение с цветущими вершинками. В результате специальной обработки его получается жирное вещество вроде мази. Та же конопля, приготовляемая для курения в виде табака, называется киф (Kief). Курение кифа, а еще больше прием гашиша в чистом виде, в форме катышка, или в смеси с финиковым вареньем, - вызывает особого рода опьянение, имеющее характер видений с того света и принимаемое многими чувственно-мистическими натурами за предвкушение райского блаженства святых. Стоит прочесть "Искусственный рай" - Бодлера, изложение которого, при всей своей поэтичности, далеко превосходит обычные ученые трактаты как по богатству и поучительности содержания, так и по строгой точности. Просто удивляешься мудрому анализу Бодлера, сумевшего разобраться в психическом действии этого странного снадобья, главное свойство которого состоит в преувеличении чувства радости и обострении чувства печали, доводя до крайних пределов интенсивность чувства, занимающего душу в данный момент. Впрочем, преувеличение тягостных чувств наблюдается лишь при опытах, производимых неумело, несвоевременно или без должной подготовки. Напротив, гашиш, примененный с должным разумением, исцеляет раны и язвы души. Для достижения этого результата достаточно сосредоточить во время опыта свою волю в данном направлении, и эта самая воля, обессиленная, или по крайней мере притупленная в области физической деятельности, оказывается всемогущей в сфере внутренней виртуальной деятельности человека. Но во всяком случае, если экспериментатор окажется малодушным трусом, то единственным действием гашиша будет обострение его страха до степени безумного кошмара, обыкновенно это сопровождается склонностью к самоубийству, ибо в одной лишь смерти можно найти в этом случае убежище от страха умереть. Гашиш - это могущественный осуществитель скрытых идей и склонностей, через него бессознательное проявляется пред изумленным сознанием, и душа, отражаясь в самой себе, как бы в зеркале, является положительным откровением для самой себя. Таким образом, человек знакомится с живущим внутри его другом, о существовании которого он и не подозревал даже, человек разговаривает со своим ангелом-хранителем или, если хотите, с тем коварным демоном, толкающим его на погибель, которого каждый носит в своем сердце. Ранее грехопадения прародителей универсальный человек (Адам-Кадмон) обладал квази-божественной способностью объективировать свои идеи: он "думал существа" (мыслью творил материю), "грезя твори л". Экспериментирующему с гашишем кажется, что это вещество возвращает человеку на час эту дивную способность, без труда экстеоритизировать все существующее в его воображении. Ему кажется, что он снова получил способность "творческого слов а", которую имел до грехопадения.
Итак, благодаря свойствам гашиша человек обходит, как ему это по крайней мере кажется, приговор, произнесенный против него в лице Евы (Аиши) - его способности воления: "я приумножу препятствия к созиданию тобой чего бы то ни было и лишь ценой усилий будут тебе доставаться все твои произведения". Это те самые слова, которые "безбожная Библия" произносит: "умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезнях будешь рождать детей" (Бытие, гл. III, стих 16). Гашиш всегда благоприятствует выходу астрального тела и иногда даже один определяет это явление. Индийская конопля есть первоклассное магическое растение (Chaita - "Temple de Satan")).
Итак, экспериментатор имеет в нескольких веществах, о которых мы говорили, драгоценных помощников не только для Магии, но и для ежедневного пользования своими органическими силами. Когда нужно провести большое, хотя и кратковременное, напряжение ума, алкоголь, не подсахаренный шампанским в количестве одной маленькой рюмки, принятый за 1/2 часа до действия, помогает ему в этом деле. Но надо помнить, что в этом случае нужно рассчитать время действия.
Приходится ли использовать составленный ранее план, развить ранее пришедшую мысль или исполнить труд биографических или библиографических изысканий- словом, осуществить какое-либо действие, надлежит после завтрака выпить рюмку алкоголя или чашку кофе, что в соединении с тяжелой жирной пищей, заправленной блюдом кислой капусты, произведет желаемое действие.
Напротив, когда требуется изобретение, а не осуществление дела, то следует принимать пищу очень легкую и в небольшом количестве, после которой надлежит выпить чашку кофе или рюмку ликера (подслащенного вина). По окончании завтрака надо предпринять прогулку в один из любимых музеев или заняться чтением какой-либо легкой книги и только в четыре часа, если завтрак был в 12 часов, можно приступить к труду. Через час нахлынут мысли, причем следует делать наброски, а не составлять полное изложение.
Дальше мы увидим, каким образом к действию возбуждающих надо присоединять систему вдыхания, ароматы и молитву. Мы убеждены, что изучающий на себе исследует указания, которые мы здесь сделали. В этом заключается зародыш умственной гигиены, требующей более подробного объяснения. Однако никогда не следует забывать теорию посылок плексусов (нервных узлов) в мозгу или, наоборот, требований мозга, предъявляемых к желудку относительно нервной силы. В первом случае является продуктивность идей, но большая трудность их осуществления, во втором же - не хватает изобретательности, но является способность конденсировать нервную силу в одном пункте и поэтому действовать в глубину, вместо того чтобы влиять на поверхность психических центров. Разжижать или сгущать нервные токи, изменяя возбудительные и пищу, составляет ключ первой фазы магического развития физического существа.
Вдыхаемый воздух
Мы рассмотрели изменение физического тела при помощи пищи и возбуждающих.
Теперь мы дошли до изменения астрального тела атмосферным воздухом, ароматами и веществами летучими, способными к соединению с вдыхаемым воздухом и непосредственному действию на легкие.
Мы напомним сказанное об отношении атмосферного воздуха к астральным флюидам и его оживляющих свойствах, действующих на земные существа. Необходимо запомнить, что вдыхаемый воздух влияет на быстрое изменение состава крови, и вследствие этого действие, производимое им на организм через посредство легких, должно быть основательно изучено. Пища и возбуждающие, прежде чем войдут в состав крови, должны пройти через разные органы, тогда как вдыхаемые летучие вещества влияют немедленно на кровь и даже в ту самую минуту, когда кровяной шарик подвергается оживляющему действию вдыхаемого атмосферного воздуха.
Нам надо рассмотреть три случая:
1) Действие воздуха на кровь с точки зрения нервной силы.
2) Дыхательный ритм и изменения, которые может произвести в нем человеческая воля.
3) Действие возбудительных веществ, благовоний и летучих веществ, каковы эфир и хлороформ, на астральное тело.
Ознакомясь со способом употребления пищи и возбуждающих, изучающий примется за эту вторую фазу подготовительных работ. Пробежав или быстро поднявшись на высоту нескольких этажей, вы запыхались, вы вознаграждаете быстрым дыханием растрату органических сил, сердце бьется сильнее, и большее количество крови, чем в обыкновенное время, попадает в нервные центры, вследствие этого нервная сила вырабатывается в большем количестве, чтобы вознаградить потери. Дыхание действует как меха, а между тем дыхательный ритм связан с сердечным центром, и каждое учащение дыхания тотчас же отражается на этом последнем.
Такое наблюдение, которое каждый может проверить благодаря явлениям вдыхания, дает нам ключ сознательного действия воли на астральное тело посредством дыхания. И действительно, быстрое дыхание действует возбудительно на нервные центры. Дыхание медленное с перерывами, напротив, успокаивает возбуждение нервных центров, и в этом заключается аналогия дыхательного ритма с состоянием пустого или полного желудка, со всеми его психическими последствиями. Этим определяется влияние дыхательного ритма.
Дыхание, или циркуляция воздуха, производится с промежутком между вдыханием и выдыханием, когда воздух поступает в легкие и обратно. Первый период, когда воздух вдыхается в легкие и после короткого промежутка - выдыхается, что и представляет второй период. Маленькое наблюдение укажет, что сердце вторит ему, но с более частыми промежутками, в минуту считается 20 дыханий и 60 биений. Но схема дыхания аналогична схеме сердцебиения с большими и меньшими перебоями.
Легкое и сердце можно применить к системе двух зубчатых колес, зацепляющих друг друга, что обнаруживается в том, что всякое ускорение дыхания сопровождается усилением сердцебиения, а следовательно, и циркуляции крови.
Дыхание, таким образом, служит для восстановления потерянного равновесия организма.
Если возбуждение истощило запас нервной силы, то она немедленно восстанавливается дыханием, если это возможно, дыхание возместит динамизм и исключит ненужные частицы, но для этого следует хорошо распределить дыхательные ритмы. Чтобы достичь такого результата, надо сделать дыхание медленным и глубоким, потому что быстрое дыхание произведет обратное действие, увеличив возбуждение, оно произведет быструю и сильную реакцию: от этого происходит окончательное опьянение лиц, вышедших на свежий воздух прямо с попойки.
Практические опыты развития дыхания должны клониться к увеличению промежутков между вдыханием и выдыханием.
Учение индийских йогов говорит об этом пункте таким образом: "Следует уменьшать постепенно количество выдыхаемой углекислоты".
Маг должен делать часто глубокие (большие) вдыхания и наблюдать действие их на свой организм, каждое важное действие должно быть предшествуемо тремя глубокими вдохами, и при этом надо думать о том, что предпринимаешь. Действие дыхания как интеллектуального возбудителя еще усиливается при движении. Вот почему прогулки после еды легко заменяют возбуждающее. Мы позже увидим, как ритмы дыхания должны быть регулированы в предшествующий важному магическому опыту день. Вдыхаемый воздух, в общем, только пища астрального тела, а мы знаем, что, кроме пищи, есть вещества, способные действовать не только на инстинктивный, но и на прочие центры человеческого существа - это возбудительные.
Ранее мы изучали приблизительное время действия каждого из возбуждающих и узнали, что время это довольно продолжительно. Существуют также вещества, способные возбуждать астральное тело, - существо оживляющее. Эти вещества входят в организм вместе с вдыхаемым воздухом - это благовония.
Можно бы составить целый список таких благовоний, согласно их действию на центры инстинктивный, жизненный и умственный, но мы сохраним эти подробности для более полного сочинения.
Тип благовоний, мускус, извлекается из животного царства и сильно и быстро действует на жизненный центр в такой степени, что может заменять иногда красоту. Мускус производит на жизненную силу действие алкоголя, и если они оба соединяются, то импульсивное существо подвергается такому увлечению, которому почти ни одна воля не может противиться. В особенности если ее не поддержит музыка.
Употребление эфира и особенно хлороформа как веществ, заменяющих в анатомическом центре то, чем является в физическом алкоголь, может нам дать ключ к действию возбуждающих такого рода.
Существо, вдыхающее хлороформ, испытывает и проявляет те же симптомы, как принявшее алкоголь в большом количестве, но действия эти проявляются в несколько минут, тогда как состояние опьянения алкоголем довольно продолжительно.
Впрочем, механизм действия почти один и тот же у всех возбуждающих.
Изнеможение, упадок сил, которые производит хлороформ, и бесчувствие нескольких часов являются результатом первоначального перевозбуждения нервных центров, как это ясно показывает период возбуждения, предшествующий настоящему сну. Этот период аналогичен, хотя и не тождествен, гипнотическому сну, немедленный результат возбуждения одного из органов чувств или, вернее говоря, одного из психических центров человека.
Промежуток, который отделяет действие мускуса от действия хлороформа, дает нам возможность составить классификацию благовоний. Несколько современных изыскателей, во главе с изобретателем ольфактометра - Шарлем Анри, пошли по этому пути.
В общем, изучающий должен запомнить, что действие избираемого благовония, или летучего вещества, зависит от его происхождения, от минерального, растительного или животного царства, но если один из центров человеческого существа был возбужден, то другие центры большей частью к нему присоединяются, от этого происходит затруднение в их классификации. Изучающий должен запомнить три главных типа благовония по характеру их действий. Ладан с аналогичными веществами, действующими на существо психическое, представляет возбуждающее для ума.
Мускус, действующий на жизненное существо, оказывает влияние на инстинкты.
Табачный дым, главное свойство которого действовать на инстинкты, при легком возбуждении ума.
Фимиам - возбуждает к молитве.
Мускус - к любви.
Табачный дым - ко сну. Вот три вспомогательных средства, управлением которых не мешает заняться.
Тем, кто предполагает, что действием эфира трудно управлять, мы посоветуем табачный дым, влияние которого медленно и его легче наблюдать, чем действие эфира.
Цель магического развития - совершенное подчинение существа импульсивного человеку-воли. Маг не должен поддаваться никакому увлечению или возбуждению и должен тотчас же им противостоять. Мы сказали, как питание и дыхание этому способствуют, и теперь остается рассмотреть человеческие ощущения с главной точки зрения. Вы иногда встречаете людей, говорящих: "Я не могу видеть жабы", а другой не переносит запаха лилии. Итак, все ощущения инстинктивного отвращения или возбуждения должны быть безжалостно уничтожены изучающим. Этот процесс очень легкий при тренировке воли. Органы чувств, с философской точки зрения, должны рассматриваться как разные проявления одной силы, таким же образом различные звуки арфы, издаваемые струнами различной длины и различной силы натяжения, производятся одним веществом. Однако, для более ясного объяснения, сохраним разделение, напомнив, что осязание и вкус относятся более к физическому телу и к инстинктам, обоняние - к телу астральному и центру жизненному, слух - к телу психическому и центру умственному, а зрение - к человеку-воли. Прибавим еще несколько слов о каждом из этих чувств.
Осязание
Каково бы ни было ощущение, произведенное прикосновением к животному или другому телу, надо смотреть на него совершенно безразлично и в особенности без антипатии, если таковая была ранее. Для сбережения осязания необходима чистота, как, впрочем, и для всех органов, поэтому мы советуем изучающим принимать почти совершенно холодные ванны ежедневно по утрам, а после них втирание в кожу масла или еще лучше опрыскивание настоем железняка (verbene).
Как бы то ни было, этот режим необходим в течение 8 дней, предшествующих значительным магическим операциям.
Вкус
Надо стараться любить кушанья вообще, не различая вкусных и невкусных блюд, то же и относительно питья: молока и пива. Эта привычка, по-видимому пустая, имеет большое значение для подавления инстинктов, которые в противном случае не подчиняются воле мага. Надо помнить, что вкус есть единое чувство, находящееся в непосредственном отношении с инстинктивным центром. Надо также привыкнуть разнообразить часы еды и постепенно уменьшать количество пищи. Привычка воспитывать импульсивное существо чрезвычайно вредна и, подобно рефлексам, тормозит действие самой сильной воли.
Обоняние
Привычка постоянного обоняния благовоний должна быть уничтожена, потому что лишаетесь возможности определять действие различных запахов на жизненный центр. Необходимо также постараться преодолеть существующую антипатию к какому-либо пахучему цветку, потому что эта антипатия происходит от рефлекса. Когда мы говорим о преодолении чувства антипатии, это не значит, что надо заменить ее симпатией, мы желаем только такого развития воли, которое подавляло бы проявление импульсивных антипатий.
Слух
Развитие слуха - вещь самая необходимая для мага, так как слух и зрение составляют ключ к эстетическим чувствам, поэтому следует развивать в себе наклонность к музыке. Теоретическая работа, кофе за несколько часов, разговоры и рассуждения о музыке облегчат дело. Никогда не надо разочаровываться в успехе и наблюдать постепенность.
Трудом и постоянным старанием достигнешь понимания ритма, столь необходимого для интеллектуального развития.
Зрение
Преимущественно утреннее посещение музеев и размышление над трудами артистического творчества развивают эстетический вкус. Этому весьма способствует употребление чая. Но главное, на что маг должен обратить свое внимание, это сохранение хладнокровия при виде предметов странных и необычайных. Эти ощущения могут явиться, но должны быть моментально подавлены силой воли. Большая часть опытов древних посвящений заключалась именно в этом, и вот почему развитие зрения имеет такое важное значение. Главное, чего должен бояться маг, -это потери хладнокровия. Потерять голову - это предоставить на произвол, без контроля воли, существо импульсивное и бессмертный дух страху, испытываемому существом смертным при виде сверхъестественного явления, так как существа астрального мира могут только посредством страха действовать на мага, уединенного в своем кругу и магически вооруженного. Поэтому маг, предающийся опытам, должен быть мужествен, чтобы не получить поражения мозга с продолжительным обмороком. В этом случае мужество гораздо важнее науки.
Вот истинные примеры случаев при вызывании: два молодых индуса, предаваясь изучению Магии, задумали произвести вызывание и, приготовившись в течение нескольких дней, расположились на опушке леса. Войдя в круг, они начали произносить заклинания. В ту же минуту они увидели разъяренного быка с опущенными рогами, мчавшегося прямо на них. Один из вызывавших так испугался, что выскочил из круга и упал в обморок, а другой, сохранив хладнокровие, не тронулся с места и понял, что имеет дело с галлюцинацией. Обморок первого из них продолжался довольно долго. Этот случай был описан в журнале "Theosophist", издававшемся в Мадрасе.
Но вот и другой, такого же рода.
В 1892 году один из членов нашего общества, хорошо знакомый с операциями, сопровождал одного экспериментатора в окрестностях Лиона. Круг был начертан на перекрестке трех дорог. Вызывание началось ровно в полночь. Вскоре показался экипаж, мчавшийся на них во весь опор по одной из дорог. Молодой человек от светящихся фонарей, топота лошадей и щелканья бича так испугался, что хотел выскочить из круга, но экспериментатор удержал его силой. Это видение было не более как такая же галлюцинация, как и в первом случае.
Понятно, что развитие зрения и постоянный контроль воли над чувствами необходимы для производящих вызовы. Но надо прибавить, что подобные случаи при вызываниях очень редки, большинство же не требуют ни приготовлений, ни развития. От мага требуется, чтобы он давал себе отчет в ощущениях, открывающих дверь для человеческого существа к Природе.
Музыка
Мы видели, что наряду с каждым веществом, входящим в организм в виде пищи или воздуха, существуют возбудительные средства, влияющие на центры органической жизни. Теперь посмотрим, существует ли для ощущений что-либо подобное? Разумеется, это ритмы и такт, примененные к ощущениям в виде музыки. Слух находится в непосредственном сношении с интеллектуальным центром, и слуховые впечатления, исходящие от другого человека или иного источника, достигают непосредственно этого интеллектуального центра. Современное воспитание глухонемых, когда зрение, высшее чувство, заменяет слух, показывает, что можно влиять не непосредственно на психический центр.
Музыка действует непосредственно на душу, и духовенство обратило на это внимание, подобно древним посвятителям. Но психический центр воспринимает, поскольку он развит, и большая разница в оценке музыки рабочим, мещанином или светским человеком. Иначе говоря, существует различного рода музыка для каждого класса общества. Таким образом, чисто инстинктивный человек предпочтет в музыке шарманку или полковой марш. Тогда как ремесленник или мелкий чиновник найдут удовольствие, слушая граммофон в каком-нибудь кафе-ресторане, где табачный дым и улыбки местных дам дополняют наполовину инстинктивные и частью анимические ощущения. Но настоящий музыкант, попавший в эту среду, будет чувствовать себя очень неуютно и возмутится грубостью нравов. Следовательно, то, что восхищает невежду, будет мучением для артиста.
Музыка в качестве возбудительного интеллектуального центра так разнообразна, что может быть применена для услаждения всех классов людей, каково бы ни было их развитие, поэтому можно судить, как важна она для мага в качестве возбуждающего.
Можно классифицировать музыку различным образом, рассматривая ее с точки зрения троякого действия на органические центры оркестра, под видом существа, одаренного тройной сущностью: состоящего из корпусов инструментов (деревянных ящиков), одухотворенных (медь) и разумных (струны) - глава которого будет дух, или, наоборот, когда занимаются ритмами и мерой, или, наконец, когда классифицируют музыку по той среде, на которую она влияет, и тогда мы увидим большой отдел музыки инстинктивной, представляющей: шансонетки, бальные танцы и кафе-ресторанную музыку, музыку анимического центра, являющую преимущественно национальные и военные мотивы, вплоть до комических оперетток включительно, и наконец, музыку интеллектуального центра, заключающуюся для толпы в романсе, а для артистов - в операх Вагнера. Каждый из этих родов имеет по три подразделения.
Таким образом, медленные и торжественные пассажи, в соединении с курением ладана, должны быть особенно изучены магом с точки зрения высшего порыва души в молитве.
Поэзия
Поэзия - есть музыка слова и должна быть изучаема с точки зрения ритма и соотношений, но мы возвратимся к этому предмету впоследствии.
Заключение
Воля при помощи выбора ощущений и веществ, вдыхаемых, проникающих в человеческое чувство, может изменять его стремления увеличением и уменьшением органических сил.
Употребление возбуждающих средств ускоряет это действие, но лишь на короткое время, тогда как труд и учение делают его продолжительным. К тому же привычка к труду - вещь прекрасная, а к возбуждающим - очень опасная.
Имея в своем распоряжении пищу и возбудительные средства, маг в отношении своего организма, как музыкант на инструменте, взяв известную ноту, получит желаемый результат.
Следовательно, надо знать всегда цель действия, и тогда можно поступать безбоязненно.