Ошо: Жизнь – это чистый холст
Бхагаван, разве жизнь не есть страдание?
Это зависит от вас. Жизнь сама по себе – это чистый холст; она становится тем, что вы нарисуете на нем. Вы можете нарисовать страдание, вы можете нарисовать блаженство. В этой свободе – ваше величие. Вы можете использовать свободу так, что вся ваша жизнь превратится в ад, или так, что ваша жизнь преисполнится красоты, благословения, блаженства, чего-то небесного. Все это зависит от вас; человек имеет полную свободу.
Страданий так много потому, что люди глупы и не знают, что изображать на холстах.
Выбор за вами – в этом величие человека. Это один из величайших даров Бога. Ни одному другому животному не дарована свобода; каждому животному дана уже готовая программа. Все животные, исключая человека, запрограммированы.
Собака обречена, быть собакой навсегда; ничто другое невозможно, никакой свободы не существует. Она запрограммирована, все уже заложено. На ней стоит печать, она будет просто следовать штампу: она будет собакой. У нее нет выбора, никакая альтернатива невозможна. Она – полностью фиксированное существо.
Кроме человека, все запрограммировано. Роза должна быть розой, лотос должен быть лотосом; птица будет иметь крылья, животное будет передвигаться на четырех лапах. Человек, совершенно свободен. В этом красота человека, его величие.
Свобода – это величайший дар Бога. Только вы не запрограммированы, вы не несете печати. Вы должны сами создать себя, быть самосозидающими. Так что это зависит от вас: вы можете стать Буддой, Бахаудином или Адольфом Гитлером, Бенито Муссолини. Вы можете стать убийцей или просветленным.
Вы можете позволить себе стать прекрасным цветением сознания или роботом.
Но запомните: ответственны вы – только вы, и никто другой.
Оптимист – это человек, который подходит утром к окну и говорит: «Доброе утро, Господь!»
Пессимист – это тот, кто подходит к окну и говорит: «О, Боже, это что, утро?»
Все зависит от вас. Утро то же, может быть, и окно то же, может, пессимист и оптимист стоят в одной и той же комнате – все зависит от вас. А в чем разница, когда вы говорите: «Доброе утро, Господи!» и когда вы говорите: «О Боже, это что, утро?»
Слышал я одну старинную суфийскую притчу: Два ученика великого мастера гуляли по саду рядом с домом мастера. Им было позволено гулять каждый день, утром и вечером. Гуляние было видом медитации – прогулочной медитацией – в точности так, как люди дзен устраивают медитацию во время прогулки. Вы не можете сидеть двадцать четыре часа в сутки – ноги нуждаются в движении, кровь нуждается в циркуляции – поэтому и в школе дзен и у суфиев вы медитируете несколько часов сидя, а затем начинаете медитировать на прогулке. Но медитация продолжается; гуляя или сидя, внутреннее течение остается тем же самым.
Оба были курильщиками, и оба хотели спросить у мастера разрешения. Поэтому они решили: «Завтра. Возможно, он скажет «нет», но мы все же спросим. Ведь курить в саду не такое уж святотатство, мы же не будем курить прямо в его доме».
На следующий день они встретились в саду. Один из них, заметив, что другой курит, разозлился: «Ты куришь? Ты что, не подчиняешься его указаниям? Я тоже просил мастера, но он наотрез отказал мне». Другой сказал: «Но он ответил мне «да». Это выглядело очень несправедливо. И первый сказал: «Я пойду и немедленно выясню, почему он ответил мне «нет», а тебе «да».
Другой заинтересовался: «Подожди. Пожалуйста, скажи мне, что ты спросил?»
«Что я спросил? – ответил первый.- Я спросил: «Могу ли я курить во время медитации?» Он сказал «нет» и выглядел очень сердитым».
Другой рассмеялся и сказал: «Теперь я знаю, в чем дело. Я спросил: «Могу ли я медитировать, когда я курю?» Он сказал «да».
Все зависит от вас. Всего лишь небольшое различие, и жизнь становится чем-то совершенно иным. Но здесь существует огромная разница. Спрашивать «Могу ли я курить, когда медитирую?» просто глупо. А спрашивать «Могу ли я медитировать во время курения?» это совершенно правильно. «Ну, что же! По крайней мере, вы будете медитировать».
Жизнь – это и не страдание и не блаженство. Жизнь – это чистый холст, и надо самому быть художником по отношению к ней.
Бродяга постучал в дверь постоялого двора под названием «Джордж и Дракон». «Не дадите ли вы бедному человеку немного еды?» -
спросил он женщину, которая открыла дверь. «Нет!» – завопила она, захлопывая дверь. Спустя несколько секунд бродяга постучал снова. Дверь открыла та же женщина. «Могу ли я получить немного еды?» – спросил бродяга.
«Убирайся, бездельник! – заорала женщина, – и никогда не возвращайся!»
Через несколько минут бродяга постучал в дверь снова. Женщина открыла дверь.
«Извините, – сказал бродяга, могу ли я теперь поговорить с Джорджем?»
Жизнь – это постоялый двор под названием «Джордж и Дракон». Вы можете попросить на несколько слов и Джорджа тоже.