22 декабря — день зимнего солнцестояния, которое в определенном смысле является природным Новым Годом. Солнце в этот день максимально опускается в южное полушарие неба, после чего наступает астрономическая зима. У нас, в северном полушарии, солнце меньше всего остается над горизонтом… 21 и 22 декабря являются самыми короткими днями в году. Ночь же с 21 на 22 декабря, напротив, является самой длинной. Издревле зимнему солнцестоянию было посвящено множество праздников, большинство из которых - языческие. Кстати, некоторые из них отмечаются в определенных кругах и по сей день. А что касается Китая, там праздник зимнего солнцестояния и вовсе народный и массовый.
Славяне
На Руси и в некоторых других славянских государствах 22 декабря отмечали Карачун – языческий Новый год. Карачун - второе имя Чернобога. Считалось, что в этот день это суровое божество смерти, повелевающее морозами и зимой, берет власть над миром. Согласно поверьям, Карачуну прислуживают медведи-шатуны, в которых превращаются бураны и метели-волки.
На этот день существовали специальные приметы. Так, если 22 декабря на деревьях появлялся иней, это обозначало богатый урожай зерна.
Главным же атрибутом праздника был костер, одновременно олицетворяющий и призывающий свет солнца. Также пекся ритуальный новогодний каравай, по форме тоже подобный солнцу.
Интересно, что в наши дни у западных украинцев "карачуном" называется рождественский праздник и приготовленный накануне белый хлеб.
В разных европейских странах праздник Зимнего Солнцестояния сопровождался многочисленными обрядами и народными поверьями.
Кельты и друиды отмечали Meаn Geimhridh – в переводе с ирландского это означает "середина зимы" - или Grianstad an Gheimhridh – в переводе с ирландского "зимнее солнцестояние". В этот день прославляли бога Солнца и выражали всяческую радость по поводу его возвращения.
У валлийцев - обитателей древнего Уэльса - день зимнего солнцестояния назывался The point of roughness . В этот день в лесах собирали священные ветви омелы, а затем устраивали веселые гуляния.
В Шотландии в день зимнего солнцестояния существовал обычай запускать солнечное колесо – "Солнцеворот". Для этого бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице.
А представители англосаксонских племен, а позже и жители средневековой Германии отмечали великий праздник Йоль. Считается, что происхождение этого слова связано с индоевропейским корнем со значением "вращаться", "крутиться", "колесо". "Йоль", начинающийся в день зимнего солнцестояния, длится 13 ночей, немецкое название которых звучит как "Weihnachten" - "Ночи духов".
В эти дни ожидалось возрождение солнечного Короля или Короля дуба, который согреет замерзший мир. Чтобы оживить его, в полях разводили костры, благословляли урожай и деревья. Сами же англосаксы и германцы согревались распитием пряного сидра и эля. Дома внутри и снаружи украшались падубом, омелой и плющом. Это делалось для привлечения природных духов к участию в празднике. Под омелой, помимо всего, полагалось целоваться. А ветка падуба, прикрепленная на дом в этот день, оставалась на жилище до конца года. Также изготовлялся специальный йольский венок из еловых и сосновых веток с непременными восемью свечами. Эти свечи должны были гореть как минимум всю ночь, а в идеале, и до 12-й ночи праздника.
Особый характер носил и ритуал сожжения йольского полена. А полено то было непростое. Его ни в коем случае нельзя было покупать - только принимать в дар. Кроме того, в качестве дерева фигурировал именно ясень, являющийся священным деревом тевтонцев. Полено украшалось зеленью, поливалось элем или сидром и ставилось в камин. Гореть оно должно было всю ночь, причем поджигали его от кусочка прошлогоднего полена, а потом тлело в течение 12 последующих дней.
В день зимнего солнцестояния давались различные клятвенные обещания. Считалось также, что в самую длинную ночь года нельзя оставаться одному – все-таки духи вокруг бродят. Дети в этот день ходили по домам с символическими подарками – гвоздикой и яблоками, олицетворяющими собой солнце. Подарки укладывались в символические же корзины, сплетенные из ветвей вечнозеленых растений и стеблей пшеницы, обсыпанных мукою и символизирующих бессмертие и урожай.
Был и еще ряд обрядов, сопутствующих празднику. Среди них - пение рождественского гимна (!) и обмен подарками. Кроме того, все члены семьи должны были обязательно помыться, чтобы очистить душу и тело.
А в Швеции справляли Мидвинтерблот (Midvinterblot) - языческий праздник, название которого переводится как "кровь середины зимы". Слово "кровь" здесь не случайно - ведь в дохристианской Швеции божеству Солнца порой приносились в жертву не только животные, но и… люди.
Кровавые жертвоприношения осуществлялись в определенных священных местах. Празднество сопровождалось восхвалением местных богов и вознесенными к ним молитвами о помощи в переживании зимней стужи.
К счастью, эти мрачные традиции давным-давно ушли в небытие.
Особое значение зимнее солнцестояние имеет в Китае. Праздник Зимнего Солнцестояния - Дунчжи (кстати, "чжи" в китайском языке означает крайний предел, то есть самый короткий в году день, когда солнце стоит наиболее низко) - зародился в период династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) и получил особое распространение в эпоху династии Тан (618-1279 гг.). Древние китайцы полагали, что именно с этого счастливого времени поднимается мужская сила природы и начинается новый цикл. В старину все в этот день - и императоры, и работники - уходили в отпуск, и даже пограничные крепости закрывались наряду с торговыми лавками. Императорская семья совершала в этот день приношение Богу неба, а люди попроще - собственным предкам. Впрочем, музыкальные развлечения в этот день были популярны у всех. Император слушал музыку во дворце вместе со своими министрами, а простолюдины исполняли ее на подручных музыкальных инструментах в собственных домах. Уже в исторических записях периода династии Цин (1616-1911 гг.), говорится о том, что "день Зимнего Солнцестояния так же важен, как Новый год".
До сих пор день Зимнего Солнцестояния считается одним из традиционных китайских праздников. В Дунчжи китайцы поклоняются Богу Очага. Кстати, к празднику очаг обязательно ремонтируется.
Особое значение придается в Дунчжи еде. В некоторых регионах Северного Китая традиционным праздничным блюдом является суп с ушками-клёцками, в других регионах - пельмени, ибо последние, согласно поверью, отлично защищают от мороза, в-третьих - фаршированная овощами или мясом краба рыба и блюда из красных бобов, способные, обращаясь к древним легендам, предотвратить эпидемии. А вот в южных областях Поднебесной обязательным праздничным блюдом считается каша из фасоли и клейкого риса. Причем есть её необходимо всей семьёй, чтобы изгнать злых духов и болезни.
Но "объединяющим" блюдом являются, несомненно, рисовые клецки танъюань, приготовляемые из сладкого теста на основе отборной рисовой муки, которые также едят всем семейством. Готовят их обычно молодые невестки в красных одеждах. Считается также, что бездетные женщины должны обязательно отложить себе пару шариков, чтобы забеременеть. Кроме того, в некоторых китайских провинциях клецек делают ровно 12 штук и кладут на специальный жертвенник. Ведь именно эти клецки, помимо всего, приносят в жертву умершим предкам.
Дело в том, что есть старинная легенда о дровосеке, упавшем в глубокую пропасть и питавшемся там чудесными волшебными плодами, что привело к отвердению его тела и обрастанию его шерстью, а также дало ему возможность летать. Впрочем, по прилету к домашним дровосек никого не узнал, и лишь сладкие рисовые клёцки вернули несчастному память. Возможно, из этой легенды и проистекает многозначное ритуальное значение рисовых клёцек.
А на Тайване в жертву предкам приносят не обычные клецки, а девятислойное пирожное из рисовой муки в форме фигурок человека и животных.
На Тибете все по-своему. Здесь отмечают Dosmoche - праздник Умирающего Года, длящийся пять дней. Все торжества сосредотачиваются вокруг волшебного шеста, украшенного звездами, крестами и пентаграммами, из веревок и ниток. Чтобы отпугнуть злых духов, танцоры скрываются под страшными масками. Пиры в эти дни сменяются молитвами.
Праздник Зимнего Солнцестояния в Пакистане называется Chaomos. Согласно поверью, в день Зимнего Солнцестояния на землю является полубог, дабы собрать человеческие просьбы и передать их высшему богу Дезао.
В день праздника женщины и девушки проходят ритуал очищения, принимая ритуальные ванны, во время которых держат в руках хлеб, а мужчины льют воду им на головы. Потом очередь ритуального очищения наступает, в свою очередь, для мужчин и мальчиков.
Последние не имеют права присесть до самого вечера. Сигналом к празднованию становится момент, когда лица всех представителей сильного пола будут обрызганы кровью козленка. Вот тут-то и начинается веселье - с танцами, песнями, кострами и кушаньями, приготовленными из того самого несчастного козленка.
( SuperStyle.ru)